Текущие выставки

31-10-2014

 Областная выставка  «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

Выставка открыты с 10 до 18 час.,

Выходной - понедельник

Билеты 50-80 руб.

февраль - март

...читать далее

10-02-2016 ...читать далее

Новости

06-05-2015

Художественная Резиденция "The Residency" открывает свои двери для всех желающих летом 2015 года! Воспользуйтесь возможностью участия в этом проекте и посвятите неделю творчеству, вдохновению, общению с единомышленниками: художниками, фотографами и другими талантливыми людьми. Проект организован международным художественным сообществом RE:ARTISTE, находящимся в Нью-Йорке, США.

Неделя наедине с собой и искусством! Позвольте себе эту свободу!

...читать далее

31-10-2014

85-ЛЕТ ТЮМЕНСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА-КОНКУРС
МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ «А4’2015»
25 марта 2015
г.Тюмень


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учредитель: ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» при поддержке Тюменского регионального отделения ВТОО «Союз художников России».
Организатор выставки-конкурса: Кафедра искусств института психологии и педагогики ТюмГУ.
Концепция выставки-конкурса: Международная выставка-конкурс «А4’2015» проводится среди молодых художников

...читать далее

Перейти в архив новостей

Видео

29.06.2014 Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Hic, nemo magni deserunt dolores, praesentium velit tempore laboriosam, aspernatur placeat maiores Читать далее

29.06.2014 Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Hic, nemo magni deserunt dolores, praesentium velit tempore laboriosam, aspernatur placeat maiores Читать далее

Перейти в видеоархив

В настоящий момент в Челябинске работают 9 Заслуженных художников Российской Федерации. Это живописцы Болотских Иван Егорович, Мишин Владимир Герасимович, Селиверстов Сергей Васильевич, Соловьев Василий Николаевич, Сурин Дмитрий Николаевич; замечательный график Третьяков  Николай  Яковлевич;
мастера декоративно-прикладного искусства Егаков Юрий Владимирович, Кудрявцева Людмила Яковлевна; известный скульптор Митрошин Виктор Федорович. Среди них - замечательные пейзажисты, воспевающие красоту Урала и других уголков России, создатели монументальных произведений, украшающих наш город, авторы глубоких философских картин, известных далеко за пределами края, талантливые педагоги, воспитатели молодого поколения художников. Почетное звание, действительно, заслужено долгими годами работы и большим вкладом в культуру родной страны.
Высокое звание - Народный художник России - носят два наших земляка. Имя скульптора Вардкеса Айковича Авакяна и его произведения известны большинству челябинцев. Творчество этого художника подарило нашему городу памятник академику И.В.Курчатову на проспекте Ленина, скульптуры «Медик» и «Студент», памятники С.С.Прокофьеву и Ф.И.Глинке и многие другие. Станковые произведения, выполненные в любимом материале художника - мраморе - украшают интерьеры общественных зданий и выставочные залы. «Музыка, воплощенная в камне» - так отзываются люди о творчестве Вардкеса Авакяна. Монументально-торжественное и задушевно-лирическое - оно воспитывает чувство красоты и гармонии, возвышает над повседневными буднями. Челябинск может гордиться тем, что здесь живет и работает такой художник.
Анатолий Николаевич Ладнов - живописец, автор пейзажей, портретов, тематических исторических картин. Награжден медалью «Ветеран труда», участник художественных выставок с 1966 года. Многие произведения художника посвящены истории России, Урала: «На золотых приисках», «Демидовы», «Коллективизация на Урале», «Опаленные огнем войны», «Эвакуация заводов на Урал», «Мирная борозда». Портреты Анатолия Ладнова рисуют наших земляков - поэтов, художников, большая серия посвящена челябинским медикам. Важное место в его творчестве занимает уральский пейзаж - всегда эмоциональный, наполненный личными переживаниями, монументальный и лиричный одновременно. Автор огромного количества произведений, постоянный участник всех выставок, Анатолий Николаевич Ладнов в 2007 году получил звание Народного художника России, как человек, посвятивший творчество своей Родине.

Два члена Челябинского отделения Союза художников - Тимур Давидович Дидишвили и Леонид Максимович Рожко - посвятили свою деятельность театральному и кинодекорационному искусству. Успехи, достигнутые в этой, достаточно редкой для художников и очень интересной специальности, отмечены званиями Заслуженных деятелей искусств.
Заслуженный работник культуры Михаил Александрович Комиссаров - участник Великой Отечественной войны, Ветеран труда, педагог; избирался председателем и членом Правления ЧОСХ, депутатом Челябинского горсовета. Михаил Комиссаров - художник-график, нет такого уголка Урала, который не был бы изображен в его гравюрах, акварелях, пастелях и карандашных рисунках. Художник также занимался созданием плакатов, проектировал значки, медали и памятные знаки различных организаций и событий; неоднократно выступал в со статьями в газетах. Широкая культурная, общественная и публицистическая деятельность челябинского художника отмечена многими наградами, в том числе и почетным званием.

Челябинский художник, график и живописец Евгений Михайлович Колесов, автор замечательных, светлых, оптимистичных произведений, постоянный активный участник выставок всех масштабов, член Правления и председатель графической секции Челябинского отделения Союза художников. Творческая деятельность он сочетает с энергичной работой по организации различных мероприятий. В 2007 году этот автор награжден медалью «Во имя жизни на земле».

Золотая медаль «Честь и польза» заслуженно стала наградой настоящим труженикам - художникам Анатолию Пастухову, Александру и Дмитрию Первышиным. Уважение вызывает именно их постоянная, плодотворная, добросовестная работа.
Анатолий Пастухов - живописец, окончивший Академию художеств им. И.Е.Репина, но вернувшийся из Ленинграда, чтобы жить и работать в Челябинске. Он по праву считается одним из самых сильных живописцев реалистического направления. Его богатое и разнообразное творчество затрагивает многие темы, но, как большинство челябинских художников, его увлекает уральский пейзаж. Участник практически всех выставок, Анатолий Пастухов является также председателем живописной секции челябинского отделения Союза художников, он создатель и руководитель творческого объединения пейзажистов «Горный пленер», организатор творческих поездок и выставок, при этом вся техническая подготовка экспозиций в Выставочном зале не обходится без личного участия этого энергичного и трудолюбивого человека.
Впрочем, в этой работе на благо всего коллектива Союза художников у него есть бессменные помощники - Александр и Дмитрий Первышины. Причем также активно они участвуют в выставочной жизни, каждый раз представляя новые работы. Уникален творческий тандем братьев-графиков, которые продолжают редкую традицию повествовательного жанра в изобразительном искусстве. Их сказочными историями «зачитываются» и дети, и взрослые зрители. В это же время постоянным местом работы этих авторов является знаменитый театр «Манекен», успех ярких постановок которого во многом зависит от талантливого художественного оформления.
Эти люди работают добросовестно и бескорыстно, не ожидая благодарности и славы. Отрадно, что награда пришла именно к ним.

Двум нашим челябинским художникам присуждена Национальная премия фонда Минина и Пожарского «Достойному гражданину - благодарная Россия». Мы по праву можем гордиться земляками - награда пришла к ним не случайно.
Виктор Петрович Меркулов - один из самых замечательных живописцев нашего города. Его тонкое, лиричное искусство проникнуто горячей любовью ко всему окружающему, отмечено ярким своеобразием. Пронзительно-красивые пейзажи, эмоциональные портреты и натюрморты, картины, в которых подняты острые современные темы - чуткая кисть художника зовет зрителя к сопереживанию, к размышлению, к открытому разговору. Жизнь и творчество Виктора Меркулова - это служение родной земле и людям.
Виктор Федорович Митрошин - художник иного звучания. Он скульптор, и его работы неизбежно вступают в общение с большим количеством зрителей. «Сфера любви», анималистика на Алом Поле, фигуры на фасаде ЮУрГУ, памятник воинам-афганцам, призы различных конкурсов всероссийского масштаба - все это знаковые произведения, они становятся символами и достопримечательностями, они рисуют облик города, участвуют в его жизни. Виктор Митрошин по праву может гордиться своим вкладом в культуру страны.

Премии Законодательного собрания Челябинской области присуждены художникам Елене Щетинкиной, Александру Козлову, Владимиру Бубнову. Эти имена значимы в культурной жизни нашей области.
Елена Щетинкина - автор, знаменитый не только в России, но и за рубежом, где проходят ее выставки. Художница создает свои произведения в фарфоре и керамике, пишет акварели и пастели, в последнее время работает и с текстилем. Таланты ее многогранны, а фантазия и эмоциональность - неистощимы. Каждая выставка превращается в праздник. Многие ее произведения объединены в серии крупными темами: «Пушкин», «Аркаим», «Париж». Этот автор интересен и для своих земляков, и для зрителей всего мира.
Александр Козлов недавно отметил 90-летний юбилей. Художник много работает, оставаясь верным любимой теме - уральскому пейзажу, выполненному в реалистической манере. Многокрасочный облик нашей своеобразной природы запечатлен им на огромном количестве холстов, созданных за долгую жизнь. Александр Козлов самостоятельно выстроил дом для своих картин - галерею, в которую приглашает всех желающих. Человек, переживший со своей страной почти весь XX век, прошедший всю войну, счастлив своим творчеством и дарит это счастье людям.
Владимир Бубнов - график и живописец, художник необычайно широкого творческого диапазона. Пейзаж, портрет, натюрморт, городские виды и композиции-настроения - нет жанра, в котором бы он не работал. Своеобразный творческий почерк, особая выразительность делают его произведения узнаваемыми и интересными. Много путешествовавший, внимательный к миру художник подарил зрителям много ярких впечатлений: пейзажи Урала, Прибалтики и Крыма, заводские будни, поэзия Ленинграда, тонкие состояния природы... Зрелый художник не перестает удивлять экспериментами в технике и стиле, ищет новое и открывает его нам.

УШЕДШИЙ  20 ВЕК ОВЕЯН ГЕРОИЗМОМ СВЕРШЕНИЙ И СОЗИДАНИЯ.

История Челябинской организации Союза художников неразрывно связана с биографией города, судьбой всего народа.

Отмечая 70-летие со дня образования, необходимо обозначить основные вехи славного пути, пройденного ее членами. Отдать дань памяти и уважения их беззаветному служению искусству, оставившему богатейшее художественное наследие грядущим поколениям.

Активизация художественных сил и подъем изобразительного искусства в Челябинской области связаны с интенсивной индустриализацией края и ростом социалистических городов.

Большое влияние на этот процесс оказала масштабная акция, проведенная на Урале в 1932-34 годах. Более 100 московских и ленинградских художников, среди которых были корифеи советской живописи: Б.В. Иогансон, Н.М. Ромадин, В.В. Мешков, П.П. Соколов - Скаля, Ю.И. Пименов, И.И. Бродский — работали в эти годы на индустриальных гигантах Урала. Произведения, созданные ими, демонстрировались на выставке «Урал-Кузбасс в живописи» в Свердловске. Вместе со столичными художниками в ней приняли участие и местные. Ее филиал - «Южный Урал в живописи» - в течении нескольких лет функционировал как передвижная выставка по промышленным городам Челябинской области. Произведения этой выставки легли в основу созданной в 1940 году Челябинской картинной галереи.

Официальной датой образования Союза советских художников в Челябинске (ныне ЧРО ВТОО «СХР») принято считать 7 января 1936 года, когда президиум Челябинского облисполкома утвердил оргбюро во главе с А.И. Сосновским.

Инициатором создания ССХ были Н.А. Русаков, А.И. Сосновский, А.П. Сабуров, И.Л, Вандышев, Д.Ф. Фехнер, О.П. Перовская, Т.В. Щелкан, П.Г. Юдаков, В.Н. Челинцова, Б.Н. Скребнев.

В 1939 году Челябинская и Магнитогорские организации ССХ слились в одну, образовав основу областной творческой организации, проработав вместе до 1990 года, когда магнитогорцы вышли из ее состава, образовав самостоятельную организацию.

С 1940 года по 1956 год Союз советских художников области возглавлял А.П. Сабуров.

В годы войны челябинские художники разделили судьбу всего народа. Некоторые члены Союза ушли на фронт, в Челябинск приехали художники, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Таллина, Риги, Харькова, Киева, Одессы. Наиболее известна деятельность во время войны ленинградского живописца АЛ. Малышева, прибывшего в Челябинск с Кировским заводом. За свой труд, увековечивший в картинах будни тружеников Танкограда, он был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Знаменитый ленинградский искусствовед Ц.Г. Несселыптраус занималась формированием выставок и чтением лекций по западно-европейскому искусству. Замечательный график А.С. Пруцких создавал портреты выдающихся деятелей русской культуры, военачальников и уральских революционеров. Оставшись после войны в Челябинске, он оказал большое влияние на профессиональное совершенствование художников-графиков.

В трудных условиях военного времени совместными силами местных художников и приезжих мастеров в Челябинске было проведено 15 различных выставок. В то время большое значение уделялось графике, как наиболее мобильному виду изобразительного искусства. Особенно заметной была деятельность М.И. Ткачева. Его сатирические рисунки антифашисткой тематики публиковались в газете «Челябинский рабочий», он так же создавал агитационные плакаты; добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях на 3-м Белорусском фронте (офицером связи). По возвращении домой, в 1945 году в сентябре, провел выставку фронтовых рисунков.

Участниками Великой Отечественной войны были члены Союза художников или ставшие ими позже: Г.М. Берсенев, И.В.Бесчастнов, В.В. Войцеховский, А.Ф. Галкин, М.А. Комиссаров, В.Я. Лаптев, СП. Манаенков, В.П. Мещеряков, В.Ф. Подгорнов, С.Я. Савочкин, К.А. Соколов, Н.Ф. Сурин, М.И. Ткачев, И.З. Таушканов, П.Я. Фоминых, М.И. Цепелев, В.А. Яранцев.

50е-60е годы стали новым этапом развития творческой организации Челябинска. Из Москвы, Ленинграда, Харькова, Саратова, Пензы, Свердловска приехали выпускники художественных вузов и училищ. Их творчество открыло новую страницу культурной жизни области.

Особенно значительной по составу стала скульптурная секция, насчитывающая в своих рядах более 20 человек (самая крупная в Уральском регионе). Художники были призваны увековечить в монументах славный подвиг советского народа, поставив почти в каждом селении воинские мемориалы. Это была грандиозная работа и венчает ее монумент боевой и трудовой славы «Тыл — фронту» 1979 скульптора Л.Н. Головницкого, г. Магнитогорск.

Сами города неузнаваемо изменялись, приобретая современный облик, благодаря регулярной застройке магистральных улиц и районов.

Художники активно включились в созидательный процесс, оживляя общественные и жилые здания скульптурным декором. Здания Оперного театра, дворца культуры ЧМК, дворца культуры железнодорожников, театра ЧТЗ обрели скульптуру и рельефные композиции на фронтонах и фасадах.

Площади начали обживать монументальные скульптуры, обостряя звучание городского пространства.

Получившая мировую известность на выставках (1957 — Москва, 1958 — Брюссель, 1967-Монреаль) станковая скульптура Л.Н. Головницкого «Орленок» была переведена в бронзу. Памятник был открыт в 1958 на Алом поле. Став неотъемлемой достопримечательностью города, памятник вошел в число лучших монументальных произведений отечественной скульптуры.

Во второй половине 50-х — 70-х годах, при создании значительных градостроительных комплексов, монументальная скульптура зачастую становилась их ядром: памятник В.И. Ленину на площади Революции (1959, скульптор Л.Н. Головницкий, B.C. Зайков), памятник «Сказ об Урале» (1967, скульптор B.C. Зайков), мемориальный комплекс «Память» на лесном кладбище (1975, скульпторы Л.Н. Головницкий и Э.Э. Головницкая) и др.

Наиболее интересным в градостроительном отношении является памятник И.В. Курчатову (1986, скульптор В.А. Авакян). Замыкая перспективу проспекта Ленина, он фиксирует главную пространственную ось городского центра, хорошо просматривается с любой точки проспекта, начиная от улицы Российской.

Визитной карточкой Выставочного зала Союза художников РФ стала аллегорическая композиция «Живопись. Ваяние. Зодчество» (1981, скульптор А.П. Кудрявцев) размещенная на его фасаде, выполненная в форме горельефа из кованной меди.

В 80х-90х годах монументальная скульптура утратила свой агитационный характер, приобрела самостоятельность по отношению к архитектуре, стала меньшей по масштабу и более камерной: памятник АС. Пушкину в гор. саду (1984, скульпторы Э.Э. Головницкая и Л.Н. Головницкий), памятник С.С. Прокофьеву (2000, скульптор В.А. Авакян), памятник П.И. Чайковскому (1990, скульптор И.В. Бесчастнов).

Во 2-й половине 1980х гг. в монументальной скульптуре появились новые формы и тематика: ландшафтно-скульптурная композиция «Сфера любви» (2000, скульптор В.Ф. Митрошин), а также его памятник воинам-интернационалистам.

В разные годы к монументальной скульптуре обращались в своем творчестве многие художники, среди них в том числе: Б.А. Маганов, Е.И. Макаров, С.Я. Савочкин, А.П. Суленев, П.Я.Фоминых, М.И. Цепелев, СП. Манаенков и М.И. Харламов, а также художники по металлу Ю.С. Мусихин и ФМ. Хамадиев.

Челябинская организация постепенно становится одной из крупнейших в Российской Федерации. К середине 80х годов в ней насчитывается около 100 членов СХ СССР.

В так называемой тематической «картине» успешно работают А.М. Смирнов, В.Я. Неясов, А.Ф. Галкин, Л.Н. Ладнов, СБ. Качальский, В.П. Мещеряков, Н.Ф. Сурин, А.А. Пастухов.

Во многих полотнах они обращаются к истории, трудовым будням, военной тематике.

Полотна на темы современности отличает ощущение радости бытия («Уральская частушка», «Русская зима» 1964, С. Качальского).

Тема войны в полотнах А. Смирнова раскрывается с лирико-поэтической интонацией: «Прощальный вальс» (1975), «Блокада» (1969), «Прощание славянки» (1979).

Красоте уральского пейзажа посвящают свое творчество И.Е. Болотских, А.Н. Ладнов; мастером тематического натюрморта и романтического пейзажа стал И.А. Кучма.

Живописцы Н.Д. Аникин, В.В. Качалов, ВЛ. Якивец, П.П. Ходаев, отказавшись от повествовательности сюжетной основы произведений, сосредоточились на разработке живописно-пластической ее интерпретации.

В 70-х годах в Челябинске появляются профессиональные художники монументалисты Л.Н.Костина, ВТ. Мишин, К.В. Фокин, СЛ. Черкашин, 3. Н. Латфулин, В.П. Сорокин. Они создали множество росписей, мозаик, витражей, сграффито, украсив ими общественные здания библиотек, техникумов, детских садов,

университета.  Все они активно работают в станковой живописи.

Крупными вехами в развитии графики стали творчество М.И. Ткачева, Н.Я. Третьякова, Н.И. Черкасова, Ю.Г. Шубина, В.В. Бубнова, серии работ, посвященные трудовым будням южноуральцев, выполненные в технике монотипии, обрезной ксилографии и в офорте, мастерские акварели СМ. Удалова.

Ярким явлением стали произведения Челябинских художников декоративно-прикладного искусства — мастеров гобелена: Н.Е. Черкашиной, Л.Я. Кудрявцевой, Н.А. Ситникова, Ю.В. Егакова, художника по фарфору Е.А. Щетинкиной, керамиста Б.И. Тряпицына, кузнеца Ф.М. Хамадиева, ювелира Э.В. Никитина.

Последнее десятилетие отмечено большой активностью художников среднего поколения. Персональные выставки провели живописцы: В.М. Ваксман, Е.А. Варгот, Т.Д. Дидишвили, B.C. Сафронов, В.Г. Шаповалов, О.В. Гладышева.

Образовалось два творческих объединения: «Традиция», включившее в себя живописцев НД. Аникина, П.П. Ходаева, В.В. Качалова, З.Н. Латфулина, В.П. Меркулова, В.В. Чернилевского и искусствоведа Г.С. Трифонову. Для ее участников свойственна склонность к условно-декоративному подходу к живописи, стремление к подчеркнутой значимости фактуры красочной поверхности полотна, часто наблюдается отказ от фигуративности и абсолютизация беспредметности, в чем проявляются родовые черты абстрактного экспрессионизма. Товарищество «Русская провинция» объединяет приверженцев русской реалистической школы живописи с ее проникновением в психологическую глубину: СВ. Селиверстова, В.Н. Соловьева, Д.Н. Сурина, Л.Б. Сурину и искусствоведа ТА. Мамыкину.

Оформлением книг успешно занимались Я.Н. Мельник, НА. Кудричев и ГА. Филатов.

Свой вклад в освещение художественной жизни творческого союза внесли искусствоведы: Л.П. Байнов, издав монографию «Художники Челябинска» (1979); О.А. Кудзоев выпустил справочник «Челябинская организация Союза художников России» (1996) и совместно с АС. Вагановым монографию «Скульптурная летопись края» (1989). Многие годы занимается формированием художественных выставок в Выставочном зале СХР И.В. Духина.

Над летописью организации, опубликованной в статьях Энциклопедий Челябинска и Челябинской области трудились Л.П. Байнов, АС Ваганов, О.А. Кудзоев, ЛА. Сабельфельд, М.Н. Аникина, ТА. Мамыкина, В.И. Титов, Г.С. Трифонова.

В последние годы наблюдается активное вступление в жизнь творческого союза выпускников Челябинского художественного училища, после окончания художественных вузов Москвы, Санкт -Петербурга, Красноярска. Признанными мастерами стали: Д. НСурин, В.Ф.Митрошин, Л.Н. Надеждин, Э.В. Никитин и выпускники творческих мастерских графики PAX A.B. Савочкин, и Е.Э. Савочкина. В лице А.В. Савочкина Челябинское региональное отделение СХР приобрело ведущего специалиста по ледовым новогодним городкам, тонкого и глубокого мастера торцовой ксилографии. На выставках можно увидеть светящиеся акварели Е.Э. Савочкиной, бурную темпераментную графику Л.А. Серовой, керамические фантазии Э.Ф. Шарафутдиновой, графические искания В.М. Питиримовой.

Картина художественной жизни Челябинской организации Союза художников разнообразна и многогранна. За прошедшие годы соткано красочное полотно художественных свершений, запечатлевших дух эпохи и лик времени. И каждый художник вплел в него свою неповторимую творческую нить, окрашенную соразмерно таланту, часто, страстно, неизменно искренно и всегда взволнованно.

Т. Мамыкина

В Союзе художников, помимо официально установленных секций, существуют добровольные творческие объединения. Это чрезвычайно интересное явление - показатель активной и плодотворной работы, живого современного творческого процесса. Художники объединяются, чтобы вместе двигаться к общим целям, вместе решать возникающие проблемы. Помимо этого авторов группы часто объединяют возраст, общее учебное заведение, работа в сходных техниках, да просто дружба, наконец. Когда пристально присматриваешься к существующим и вновь возникающим творческим объединениям, с удивлением отмечаешь, что участники их - яркие и сильные творческие индивидуальности. Каждый из них и в одиночку не «потерялся» бы на общем фоне. Дело, пожалуй, в том, что сознательное отношение к творчеству большинства из них заставляет ясно определять текущий творческий процесс, свое место в нем, безошибочно находить единомышленников. На групповых выставках привлекает именно индивидуальное прочтение каждым общей темы, своеобразие голосов не нарушает звучания слаженного ансамбля. Каждая из групп, в свою очередь, имеет собственное лицо, не похожее на других.
«РУССКАЯ ПРОВИНЦИЯ». Зрители, которые любят русский пейзаж и традиции русской пейзажной живописи, с удовольствием посещают выставки этой группы. Особое тепло, умиротворение и радость наполняют зал в эти дни. Любовь к природе, к тихим уголкам России, к ее истории, к ее людям объединила четырех художников и одного искусствоведа. Авторы группы сами по себе знамениты в регионе и за его пределами, выступают в различных жанрах. Но в групповых экспозициях верны избранной теме и избранному направлению. Внимательный зритель найдет здесь художника, близкого по настроению. Просторы неба и земли, красота лесов и полей, эпическая мощь природы дышат на холстах Сергея Селиверстова. Василий Соловьев свои сюжеты согревает солнцем, насыщает богатейшим разнообразием оттенков, все кажется праздничным и ярким, как в детстве. Любимая тема этого художника - быт уральских казачьих станиц. Дмитрий Сурин часто путешествует по средней полосе России. Тишина старинных городков, летние закаты, сказки зимы, поэзия осени: все кажется родным и знакомым. Лариса Сурина известна успешной работой в одном из самых сложных жанров - детском портрете. Художница тонко чувствует характеры своих маленьких героев, пишет их легко, непосредственно и с любовью. Искусствовед Татьяна Мамыкина знает все об этих авторах, следит за их творческими судьбами. На нее ложатся и все хлопоты по организации выставок и их освещение в печати. Взаимопониманию участников группы помогает и многолетняя совместная работа в ЧХУ и ЮУрГУ, педагогическая деятельность, поездки со студентами на пленеры - творческие путешествия. Постоянно общаясь с юным поколением художников и черпая вдохновение у природы, авторы «Русской провинции» всегда останутся молодыми и открытыми творчеству.

«ТРАДИЦИЯ» - уникальное творческое объединение, возникшее в 1992 году. Создание его было настоящим поступком для всех участников. Ясно определились цели: «вместе решать проблемы публикации творчества, выхода к зрителю, действенно участвовать в современном художественном процессе в г. Челябинске и в мире. Сохранить дух творческой корпоративности в противовес эгоизму и распаду». Кредо: «мировая художественная традиция - фундамент для самостоятельного творчества. Поиск собственного пути, исходя из фундаментальных ценностей, созданных за тысячелетия. Соответствие жизненных позиций нравственно-творческим принципам». Художники Николай Аникин, Валентин Качалов, Зайнула Латфулин, Виктор Меркулов, Павел Ходаев, Виктор Чернилевский на момент создания группы были уже не молоды, каждый состоялся как творческая личность. Будучи очень разными в основах и результатах своего творчества, они вместе осознали сложность наступившего момента, необходимость сохранения человеческой и художнической честности, серьезного отношения к своему делу. Авторитет каждого участника и объединения в целом был очень большим, каждая из шести прошедших выставок становилась событием в творческой среде. Вместе с тем объединение не было «закрытым», в некоторых экспозициях принимали участие близкие по тем или иным критериям авторы: Василий Дьяков (Чебаркуль), Константин Чагин (Челябинск), Михаил Назаров и Николай Пахомов (Уфа). Совместное выступление столь сильных и самобытных художников было уникальным явлением в творческой жизни города.
История «ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» напоминает детектив. Возникла эта группа совсем недавно - в 2005 году, по личной инициативе керамиста, графика, живописца и педагога Бориса Чернышева. Он предложил участвовать в проекте еще трем художникам и одному искусствоведу. Особая интрига заключалась в том, что никто из приглашенных не знал сути и целей объединения, а также своей роли в нем. Автор идеи разъяснил это на первом собрании группы, последовали обсуждения, уточнения, споры. Была назначена совместная выставка и началась подготовка к ней. К моменту открытия экспозиции среди «любителей классического искусства» остались: командир проекта Борис Чернышев (живопись), Александр Тютюнников (живопись), Александр Пурик (керамика) и искусствовед Марья Аникина. Объединение изначально было задумано полемическим. Зрители и художники готовились к открытию, как к дискуссии. Многим казался также случайным и несовместимым подбор авторов. Но оказалось, творческая интуиция не обманула Бориса Чернышева и тех, кто поверил в проект. Выставленные в одном зале произведения совершенно разных авторов воспринимались цельно и гармонично. Была достигнута и главная цель - сознательно спровоцированная дискуссия пробудила интерес к понятию «классика», вызвала много новых трактовок, открыла живой разговор на эту тему. В данный момент авторы готовятся к следующей выставке. Она будет интересной и познавательной для всех, неравнодушных к искусству и имеющих свое мнение, которое можно будет высказать на открытых обсуждениях в зале Союза художников.

«МНОГОЛЕТНИКИ» - яркий пример того, как совместная работа помогает художникам найти себя в сложной современной жизни. Творческие индивидуальности сложились в яркий букет. Пять художниц - молодых, талантливых, красивых - представляют собой серьезную силу, перед обаянием их творчества трудно устоять и тогда, когда они показывают его по отдельности. В 2004 году художницы Татьяна Сусь, Алена Аскарова, Наталья Бронникова, Марина Кутявина, Елена Хохлович провели первую совместную выставку «Пять женских характеров». Она вызвала бурный отклик, как и следующая - «Многолетники», которая дала название группе. Молодому художнику в наше время очень трудно в одиночку решать многие, в том числе организационные и материальные проблемы, проблемы творческие иногда лучше видны со стороны. Школа содружества бесценна на этом пути. А яркую индивидуальность каждого автора не заметить невозможно - слишком сильно и рано проявилось их своеобразие. Экспрессивны, драматичны полотна и графические листы Татьяны Сусь; художница затрагивает серьезные вопросы человеческого бытия, эмоционально ищет ответы. Тоже эмоциональна, но по-детски жизнерадостна миасская художница Наталья Бронникова, живописец, график, педагог. Интересны ее успехи в новом жанре «рисованных историй» (комиксов), она является лауреатом многих конкурсов в этой области; Наталья участвовала также в создании рисунков для клипа известной певицы Глюкозы. Активной и разносторонней деятельностью занимается Елена Хохлович: книжная графика, оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства (куклы), захватывающая работа художника в Театре юного зрителя, дизайн одежды... Сильно отличается от этих авторов тихий голос произведений еще одного участника группы - Марины Кутявиной. Художница из Снежинска притягивает загадочной сдержанностью, изысканностью, глубиной своих графических листов, своеобразием «небесных сюжетов», где ангелы, люди, облака, озера существуют в особом волшебном мире. Другое волшебство, пронизанное ветром, солнцем, древними степными мифами и живой музыкой - в холстах Алены Аскаровой, также известного в Челябинске автора. Помимо заметного творческого роста стоит отметить, что эти художницы востребованы в современной жизни, активно участвуют в ней, в чем помогает дружеское участие всех членов объединения.
Участников еще одной группы объединила любовь к городу на Неве. Проект под названием «ПИТЕР» возник в Челябинске вполне закономерно. Многие художники разных поколений получили свое образование в Ленинграде - Санкт-Петербурге, долго жили там и почувствовали притягательную силу этого странного города. Авторы проекта- искусствовед Ирина Духина и художник театра Антон Сластников собрали всех, «заболевших» Петербургом. Первая выставка, на которой были представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное, театрально-декорационное и ювелирное искусство объединила художников, разных по возрасту, направлениям, установкам, обычно никак не связанных между собой. В экспозиции же все понимали друг друга с полунамека, объединяющей атмосферой стал воздух призрачных белых ночей. После нескольких обсуждений, последовавших за выставкой, определился основной состав группы (Ирина Духина, Антон и Елена Сластниковы, Денис и Татьяна Варгот, Елена Хохлович, Марья Аникина, Юлия Бьен, Нина Миронова-Росс, Дмитрий Сысоновский, Евгений Бычков), намечены пути развития проекта. Каждой последующей выставке предполагается тема, которую разрабатывает каждый из участников. Помимо основного состава, как и в первой экспозиции, могут принимать участие и другие авторы, в том числе и сами петербуржцы (в прошлый раз это были Д.Сысоновский и Е.Бычков). Следует отметить, что если обычно на наших выставках основную роль играет живопись, то вгруппе «Питер» тон задают театральные художники, изобретательность которых сильно оживляет экспозицию.